Рекомендации компаниям по закону о противодействии легализации (115-ФЗ)

Рекомендации Компаниям

A.  ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ/ДОКУМЕНТОВ ПО ЗАПРОСУ БАНКА

Что, если Банк отказал в проведении операции / расторг договор банковского счета, но не запросил документы по подозрительной операции?

  • Клиент вправе самостоятельно передать документы в Банк (см. дело № 1);
  • Банку будет труднее доказать в суде обоснованность своих подозрений (см. дела

№№ 1, 4, 6, 7).

Может ли банк запрашивать документы, не связанные с подозрительными опера- циями (трудовые, налоговые, бухгалтерские и пр.)?

  • Согласно позиции ВАС РФ, сформулированной в 2013 году, Банк вправе запро- сить документы не только по сомнительной операции, но и по всем операциям, связанным с ней, а также иную информацию, которая позволит уяснить цели и характер рассматриваемых операций. В частности, могут потребоваться до- кументы, подтверждающие источники поступления денежных средств на счет клиента (дело № 13).
  • Однако в практике встречается и противоположная позиция. Так, Двадцатый ар- битражный апелляционный суд указал, что большая часть запрошенной Банком информации непосредственно не связана с операциями по спорным платежным поручениям, а направлена на оценку хозяйственной деятельности общества, ее соответствия налоговому, трудовому законодательству, что в данном случае к ком- петенции банка не относится (дело № 5).
  • Непредставление или неполное предоставление документов по запросу/требованию Банка может послужить основанием для отказа в удовлетворении иска Клиента о неправомерности применения мер в рамках Закона о противодействии легали- зации (см. дела №№ 8, 10, 12, 15).

Информирование Банка о деятельности Компании

После открытия счета проинформируйте отделение Банка о своих бизнес-процессах и роде деятельности, представьте ключевые контакты и соглашения с контрагентами.

Ежеквартально проводите аудит деятельности компании на предмет рисков, связанных с Законом о противодействии легализации.

 

B.  ЗАКОННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ БАНКОМ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ЗАКОНА  О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ

Все ли операции, подпадающие под формальные критерии подозрительности, долж- ны быть признаны сомнительным?

Даже если сделка подпадает под один из признаков, установленных Банком России, это служит лишь формальным основанием для ее отнесения к разряду «сомнительных»

и не дает Банку безусловного права на отказ от выполнения распоряжений Клиента (см. дела №№ 3, 11).

Что, если Банк не направил сведения в уполномоченный орган?

Это нарушение обязанности Банка и может стать одним из оснований для удовлетво- рения вашего иска (см. дело № 3).

Что, если Банк расторг договор банковского счета без неоднократных отказов от выполнения ваших распоряжений?

Расторжение договора возможно исключительно после неоднократных отказов в про- ведении операций, на это прямо указывает п. 5.2. ст. 7 Закона о легализации (см. дела

№№ 2, 3).

Имеет ли смысл подавать иски о защите деловой репутации?

Анализ практики показывает, что такие требования практически не заявляются Кли- ентами, однако мы считаем, что у них есть на это необходимые основания.

Имеет ли смысл требовать в суде взыскания с банка понесенных убытков?

Если из-за неправомерных действий Банка (например, по расторжению договора) вы не смогли перечислить средства контрагенту и вынуждены были выплачивать неустойку, то такие убытки можно предъявить ко взысканию с Банка.

При этом в настоящее время неизвестно, каким образом суды будут толковать новое правило об отсутствии оснований для гражданско-правовой ответственности банков за блокировку или расторжение договора по Закону о легализации.

 

C.  ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЕ ТАРИФЫ.

Взимание заградительного тарифа недопустимо

  • если между Клиентом и Банком не заключено письменное соглашение о неустойке (см. дела № 18, 25);
  • если комиссия взималась/была установлена Банком после расторжения договора банковского счета (дело № 28, 30);
  • если Банк не может доказать сомнительность операций Клиента (см. дела № 21, 23, 25, 26).

Иные доводы Компаний в пользу незаконности заградительного тарифа

  • Банк не предоставляет Клиенту никакой услуги (см. дело № 16, 17, 24, 26);
  • Закон о легализации не наделяет Банки правом взимать какие-либо штрафы за сомнительные операции (см. дела № 16, 18, 29);
  • Заградительный тариф — мера ответственности Клиента Банка (неустойка) (см. дела

№ 18, 19, 20, 24, 29);

  • Банк не проинформировал Клиента об изменении тарифов и введении в них загра- дительного тарифа (см. дело № 23);

 

D.  СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ НАРУШЕННЫХ ПРАВ КОМПАНИЙ

  • направление претензионных обращений в Банк в порядке п. 4 ст. 7 Закона о ле- гализации;
  • обращение в Межведомственную комиссию ЦБ РФ в порядке ст. 7 Закона о лега- лизации;

подача искового заявления к Банку в арбитражный суд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *